6. Курс артиллериста
Миномёт — артиллерийское орудие, разновидность мортиры, отличающееся отсутствием противооткатных устройств и лафета — их заменяет опорная плита, через которую импульс отдачи передается грунту.
Стрельба из миномета, наверно, самая сложная процедура, реализованная в ArmA2 + ACE. Для её выполнения необходимо быстро и правильно производить большое количество математических расчетов. Идеальный вариант – на одно орудие расчет из трех человек (командир орудийного расчета, стрелок и заряжающий).
6.1. Подготовка орудия к стрельбе
Командир орудийного расчета (Mortar squad leader)
- Первой задачей командира является определение места установки миномета.Во первых – это должна быть скрытая позиция – никому не захочется быть обстрелянным снайпером или из крупнокалиберных орудий.
Во вторых – с позиции доступны для обстрела большинство мест возможного расположения противника.
Ну и в третьих – рядом с местом установки орудия нет препятствий, которые могут помешать стрельбе (в игре были случаи, когда миномет устанавливался под маскировочную сетку и при выстреле убивало весь орудийный расчет).
- Далее командир начинает подготовку к расчета.
А именно определяет начальные данные по карте – высоту над уровнем моря, сектор для стрельбы и, предварительно, дальность для определения необходимой величины метательного заряда (charge)
Стрелок (Mortar gunner)
- После получения указаний командира начинает установку орудия.
Устанавливает плиту (для установки плиты её нужно взять в снаряжение)
Выбираем «Установить станок»
и подтверждаем, открыв меню действий.
- Устанавливает орудие на плиту (для установки орудия его нужно взять в снаряжение)
Открываем CWS Menu через клавишу "правый Windows”
Выбираем «Монт. Оружие»
Заряжающий (Assistant mortar gunner)
- Выгружает ящики с боеприпасами из техники.
- Проводит предварительную подготовку снарядов.
Для этого перекладывает снаряды себе в снаряжение. Открывает контекстное меню и проводит подготовку снарядов.
Внешний вид подготовленных снарядов 81 мм миномета М252.
6.2. Обязанности минометного расчета при стрельбе
Командир орудийного расчета
- При получении целеуказания в виде метки на карте определяет с помощью инструментов для карты азимут от позиции орудия до цели и сразу сообщает его стрелку.
- Определяет дальность до цели и по таблице (Range table) выбирает необходимую величину метательного заряда (Charge) в зависимости от типа снаряда. Величину Charge командир сразу сообщает заряжающему.
- Из этой же таблицы выбирает необходимое возвышение ствола (Elev) и величину корректировки в зависимости от разности высот цели и позицией орудия. Сообщает полученное значение возвышения ствола стрелку.
Здесь понадобятся знания математики для интерполирования крайних значений угла возвышения ствола и корректировки.
Рассмотрим пример расчета значения возвышения ствола.
Исходные данные:
Предположим, что у нас установлен 82-мм миномет 2Б14-1 "Поднос", высота позиции орудия (НОр) 230 метров, дистанция до цели 1560 метров, высота цели (НЦ) 458 метров.
Расчет:
По таблице выбираем величину метательного заряда charge 2. Находим две строки в таблице, указывающие на нужный диапазон дистанций (1500-1600 метров) и запоминаем значения Elev для крайних значений Range (для 1500 метров – 1248 mil, для 1600 метров – 1218 mil).
Проводим интерполяцию значений Elev для дистанции 1560 метров:
Подставляем значения:
Определяем величину корректировки таким же методом: запоминаем значения корректировки для крайних значений Range (для 1500 метров – 9 mil/100м, для 1600 метров – 10 mil/100м).
Проводим интерполяцию значений корректировки для дистанции 1560 метров:
Подставляем значения:
Определяем величину корректировки для заданных высот:
Получили отрицательное значение корректировки.
Если цель выше позиции орудия, то корректировка должна иметь отрицательное значение, если ниже, то положительное. Теперь осталось только сложить рассчитанное значение возвышения ствола с величиной корректировки с учетом знака:
Этот результат командир расчета сообщает стрелку.
Стрелок
- После получения азимута на цель от командира производит разворот орудия в нужном направлении.
Для грубой установки можно воспользоваться помощью заряжающего, который может тянуть орудие вправо или влево. Для точной установки используются клавиши «←» и «→».
Для увеличения скорости разворота используется комбинация клавиш c Shift (работает только тогда, когда открыта таблица Sight Unit)
Есть два способа установки орудия по нужному азимуту – первый с помощью прицельного приспособления и Sight Unit, второй с помощью компаса. Наводка по азимуту с помощью Sight Unit требует ввода значений и отдельно разворот орудия, что занимает намного больше времени, чем при использовании компаса. Во втором варианте стрелок, сидя за орудием, просто открывает компас и разворачивает орудие в нужном направлении.
Способ не реалистичный, но быстрый и достаточно точный.
Совет: если вы точно знаете, что будете в составе расчета в качестве стрелка, то перед запуском игры лучше выбрать альтернативный компас. Это позволит устанавливать орудие точнее, чем при использовании обычного компаса.
- После получения значения Elev ввести значение возвышения ствола в Sight Unit в графу Elevation (El+; El-) и стрелками ‘вверх’ и ‘вниз’ отрегулировать фактический угол возвышения ствола до тех пор, пока в поле Level ‘мяч не попадет в ворота’.
Заряжающий
- После получения команды от командира «Подготовить снаряды Charge 1-4» производит с помощью АСЕ-меню подготовку снарядов.
Кнопками Charge UP и Charge DOWN выставляется нужное значение Charge.
На некоторых видах снарядов есть возможность установить взрыватель на следующие значения:
Impact burst – мгновенный подрыв
Proximity burst – на высоте 1 – 4 метра над поверхностью
Near-Surface burst – приповерхностный (0 – 1 м над поверхностью)
Delay burst – замедление взрыва на 0,05 сек.
После установки нужных значений нажимаем PREP ROUND и всё – снаряд готов.
Подготовленный к выстрелу снаряд.
- После подготовки снаряда производит заряжание орудия.
С помощью АСЕ-меню нужно взять снаряд (нажать «Нести»):
Подойти к орудию и так же с помощью АСЕ-меню зарядить его
Орудие готово к стрельбе.
- При поступлении команды от стрелка ‘Повернуть орудие влево (вправо)’ заряжающий подходит к орудию, с помощью меню действий выбирает ‘Сдвинуть миномет влево (вправо)’ и нажав клавишу ‘Назад’ (S) разворачивает миномет до команды стрелка ‘Стоп’.
Для увеличения скорости разворота используется комбинация клавиш c Shift (работает только тогда, когда открыта таблица Sight Unit)
- При работе минометного расчета заряжающий должен понимать, что командир и стрелок не могут вести круговой обзор - командир смотрит на карту и калькулятор, стрелок смотрит в прицельное приспособление. В этой ситуации заряжающий является глазами и ушами всего расчета, в случае необходимости уведомляет командира и стрелка об опасности и осуществляет огневое прикрытие.
6.3. Советы заряжающему
Подготовку снарядов проводите недалеко от миномета, что бы не пришлось бегать от них к орудию. Идеальный вариант - расстояние позволяет встать между орудием и снарядами так, что бы для заряжания нужно было только повернуться на 900 – 1200.
Подготовьте сразу несколько снарядов. Командир обычно выбирает одно наиболее удобное значение Charge.
Не подготавливайте сразу все снаряды. Если вдруг придется сменить позицию, то подготовленные снаряды не всегда можно положить в ящик или снаряжение, и их придется по одному грузить в транспорт (cargo), что занимает достаточно много времени.
При заряжании помните, что миномет – это такое же оружие, как и всё в Арме. Не нужно во время выстрела заглядывать в ствол – можно остаться в лучшем случае «без ног», а в худшем вам никто не сможет помочь. Держитесь с боку от орудия на максимальном расстоянии, позволяющем его обслуживать.